Главная | Регистрация | Вход
Лезгистан Зи Сад
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [22]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127
Друзья сайта
  • Сайт Султанахмеда Ханахмедовича
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир поиска
  • Лучшие сайты Рунета
  • Сайт ДГУ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Героический эпос лезгинского народа «Шарвили» издан на русском языке
    Ожидаемым результатом увенчалась инициатива известных лезгинских поэтов и общественных деятелей Забита Дадашбалаевича Ризванова и Байрама Наврузбековича Салимова по сбору, систематизации, литературной обработке и изданию крупного словесного художественного полотна. Это лезгинский народный героический эпос «Шарвили», увидевший свет на родном языке в издательстве «Юпитер» (Махачкала, 1999 г., 306 с.).

    К сожалению, Забит Ризванов, главный автор идеи создания и публикации литературно обработанного варианта эпоса, не дожил до дня выхода его в свет. Его единомышленник Байрам Салимов, а также Ризван Ризванов, завершили начатую работу, соблюдая все принятые правила и каноны, переведя весь текст эпоса на русский язык. Книга издана под редакцией и с предисловием известного философа и лезгинского писателя, профессора Ахеда Агаева.

    Несомненно, «Шарвили» займет достойное место в мировой эпической литературе. Достоинство «Шарвили» состоит, конечно, не только в том, что он стирает одно из обширных «белых пятен» в истории культуры лезгинского народа. Главное - это его положительная роль в художественном самосознании культуры и истории Кавказской Албании, которая считается прародиной, пожалуй, всех современных народов Восточного Кавказа. Идея и проблематика «Шарвили» восходят к началу первого тысячелетия нашей эры. На пороге третьего тысячелетия все человечество проявляет громадный интерес к событиям того периода.

    Произведения словесные, подобные «Шарвили», дают нам знать художественно-образную, мифологическую и практическую формы восприятия нашими предками окружающего мира и повседневных событий, быта, семейного и житейского уклада, культуры человеческих отношений, любви и ненависти, дружбы и вражды в обществе.

    Загадочно и то, что в народном сознании Шарвили выступает современником всех крупных событий в истории лезгинского народа. Он жил до и после принятия лезгинами и другими соседними народами мусульманской веры, до и после жарких схваток между арабами и хазарами за овладение Кавказом. Шарвили в образе Каменного Мальчика, воевавшего против орд Тамерлана, преграждал им путь в горы Дагестана. Затем Шарвили вступает в схватку с армией Надир-шаха. Даже в фольклоре Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., особенно в плачах, слышны отголоски призыва Шарвили.
    Народ наделяет его физической неистребимостью и неисчерпаемой духовной энергией.

    А то, что представления об образе Шарвили создавались в разное время, в разных концах страны, в разных обстоятельствах и у людей, которые сообразно своим художественным дарованиям отдавали предпочтение тому или иному жанру, позволило эпическому герою обрести известность одновременно и разновременно в мифах, легендах, преданиях, песнях и плачах, сказках и сказаниях.

    Официальная презентация солидного двуязычного иллюстрированного издания состоится в июле текущего года после завершения красочного праздника лезгинского народного героического эпоса "Шарвили", проводимого ежегодно в районном центре Ахтынского района Дагестана.
    17.06.2008 РИА "Дагестан"
    Категория: Мои статьи | Добавил: Sultan (21.01.2010)
    Просмотров: 1025 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: